"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
- А Жан-Поль сегодня выйдет?
- Нет.
- Тогда скиньте экзистенциализм!
(несмешной анекдот).
- Нет.
- Тогда скиньте экзистенциализм!
(несмешной анекдот).
Два удивительных факта про "Пену дней":
1) экранизация экзистенциализма возможна.
2) я не плакала и плакать не хотела.
И надо скорее прочитать книгу, чтобы понять, что же именно сделал Мишель Гондри.
Что из этого - визуализация первоисточника, а что - режиссерская концепция.
История про то, как впечатляющее и блестящее постепенно превращается в тягучее и безнадежное. Как ярко и стремительно жить, как мучительно и безысходно умирать, как постепенно и неуклонно заканчивается все. То есть вообще все.
Интеллектуал Жан-Соль Партр, человек и наркотик, писатель с механическим голосом и с единственным глазом под очками, убит над девятнадцатым томом.
Мир, каким он предстает в начале, восхитителен; на протяжении всего сюжета пространство само по себе персонаж. В нем музыку можно пить, играя на пианино, в нем солнечные лучи ощутимы, дверной звонок похож на стимпанковое насекомое, календарь сделан на манер кубика Рубика и так далее; это фонтан, внутренние метафоры немедленно снаружи, краски яркие, действие разворачивается по законам сна, наивное переживание героя становится средой его обитания. Чистая, дистиллированная философия. Обаятельно и красиво воплощенная. С красноречивыми и очаровательными деталями, с возможным невозможным. Но это чудесный мир не для чудес.
И постепенно он теряет краски и простор, а со смертью главного героя схлопывается,
потому что за пределами личного восприятия нет ничего.
Фабула и основная тема годно изложены здесь, повторять не буду.
Категорически не соглашусь только с одним: "совершенно мерзкая сцена измены Колена с афро-американкой Шика" вовсе не мерзкая. Она печальная, красивая и закономерная. Она про отчаяние и источники сил и тепла (тема источников тепла в фильме вообще раскрыта; криво проросшие ружья - несомненное свидетельство того, что с болезнью жены Колен сломался и разучился отдавать. в том числе и тепло. щедрость от счастья и щедрость от безнадежности - две разные щедрости, увы).
И "Трех товарищей" я вспоминала не зря.
В этом фильме снова умирает Пат Хольман, снова от туберкулеза; хотя в водяной лилии, проросшей в легких, я интуитивно вижу рак, это только вопрос времени и личной боли. На самом деле 1946 год, туберкулез. Нет никакого "на самом деле". А если есть, то оно неважно. Вначале я вообще приняла семечко лилии за льдинку из "Снежной королевы".
Много аллюзий, да. Много смыслов, много значений, много отсылок к разным культурным контекстам. Много буквального прочтения идиом. Много остроумных находок. Очень насыщенно, но не перегружено. Но в целом не сложно. Наоборот, ясно. И читается, и интерпретируется.
... этот мир печатают на электронных машинках живые люди, пожилые и молодые, мужчины и женщины, быстро-быстро, по маленькому кусочку. Это они делают жизнь текстом. Это они делают людей персонажами. И когда Колен врывается к ним и пытается вмешаться, внести изменения, он не успевает за ритмом, он печатает слишком медленно, и его выгоняют.
Потом Колен работает в администрации. Ходит по домам людей, чтобы за сутки предупредить о беде. И наконец приходит сам к себе: сказать о смерти Хлои.
Закат Европы. В умирающем мире нет музыки.
Зато в нем ты сам рисуешь картинки к книге про себя. Правда, не знаешь об этом.
Больной и несчастный человек попадает не туда, куда целится.
Возможно, язык в этом фильме лучше сюжета. Не знаю. Но фильм прекрасен. Местами сокрушителен. Просто и ярко ли, завораживающе и пронзительно, он говорит о важном. И well done, и очень французский и по-французски, и "прапариж" тоже, и Одри Тоту чудесная. И я прямо чрезвычайно все это рекомендую (но, как гардероб за утерю ценных вещей, ответственности не несу; а то я вот в восторге и ни одного недовольства, ни одной претензии не имею, а куча людей покинула зал в процессе).
К слову: смотреть на большом экране имеет смысл; дубляж отличный.
"Превращаем боль в любовь, чтобы дать, воздать и наподдать!" - говорит священник,
а потом любовь превращается в боль, легкость в трудности, радость в сожаления и бессилие, и остановить превращение ни один человек не в силах.
Давайте пустим фильм задом наперед? Тогда это будет история о том, как в мертвой женщине умирает водяная лилия, как женщина оживает, любит восторженно и нежно, как мир возвращается к истокам и незамутненности, как текст становится чистыми листами, как ложится на проигрыватель пластинка Дюка Эллингтона "Хлоя", как все получается естественно и быстро, как в начале мира любить и танцевать - единственная потребность, а всего остального уже хватает с избытком? Как несвобода и стесненность движений становятся свободой, как человек превращается в творца и в дирижера? Как ВСЁ и ВСЕГДА начинается?
Чтобы "это так больно - дорога в рай, но жизнь - из яйца, а начало - с конца".
"Вы всегда бьете по музыке кулаками?"
Да.
И жизнь тоже.
Бьет кулаками по музыке, которая, оказывается, мы. Каждый из нас.
Извините, что я так сумбурно и невнятно. Что и половины не сказала из того, что хотела.
Но это не экзистенциализм ни в какой мере.
И Жан Соль Партр Персонаж комический.
И да, судя по твоему описанию фильма это очень хорошая визуализация Виана.
(ЗЫ. Называть негритянку, живущую во Франции "афро-американкой" это, гм, долбоебизм головного мозга)
Про чудные открытия, которые меня ждут, уже поняла.
И Жан Соль Партр Персонаж комический.
Безусловно.
Но и страшный тоже.
И да, судя по твоему описанию фильма это очень хорошая визуализация Виана.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ и правда очень хорошая.
Прямо тебе отдельно рекомендую посмотреть.
"Жан-Соль Партр перенес тяжелый перелом трубки".
"Трубка" Магритта, конечно же.
Человек в костюме мыши, уменьшенный, с пластикой и мимикой все отлично, из кадра его не теряют, он есть на протяжении всего фильма, уместный и без провисов.
Вначале, когда его показали, я вспомнила лилипутов из "Дома, который построил Свифт". Потом забыла про них.
И Шика тоже??
ну да, мусью Гондри художник, он так видит. Но зачем??
Шика играет парень из "Роковой красотки". Он белокожий и в очках.
Книгу я не читала, потому никакого диссонанса мне не было.
Ты погляди, а потом ругайся. Потому что когда с моих слов ругаешься, мне как-то неловко.
Ализа насколько я помню действительно племянница Николя.
Но мне просто немного удивительно зачем.
А посмотреть я конечно хочу.
Ну и пересказ содержания фильмы для не умеющих читать.
"Помотрела АдмиралЪ, заставляет задуматься, но конец немного предсказуем".
Спойлеры
1. Ализа - блондинка
2. "Мерзкая сцена измены" отсутствует. Да. Гм. Платье она снимает.
PS. Кино смотреть конечно буду. Сейчас думаю когда.
"Мерзкая сцена измены" отсутствует. Да. Гм. Платье она снимает.
О!
Тут вопрос в том, что Ивкин увидел. В фильме сцена неоднозначная, но эмоционально безупречная. Обладая фантазией, можно принять за измену.
Кино смотреть конечно буду. Сейчас думаю когда.
Оно пока что идет в "Синема парке" в 22.25, в понтовом зале по 400 рублей билет, и в 23.40 в "Салюте" по 100.
Ну, и мне не кажется, что я написала принципиально лучше.
Я как раз именно про то, что у Ивкина идёт пересказ содержания, что мне лично эммм... странно. Ну тут дело в том, что для меня "Пена дней" одна из любимых книг и пересказ её это как кто-нибудь бы начал пересказывать сюжет, ну скажем "Трёх Мушкетёров" или там "Вишнёвого сада".
Квадрик с Пашей, айда со мной в кино?