"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
- А Жан-Поль сегодня выйдет?
- Нет.
- Тогда скиньте экзистенциализм!

(несмешной анекдот).

Два удивительных факта про "Пену дней":
1) экранизация экзистенциализма возможна.
2) я не плакала и плакать не хотела.

И надо скорее прочитать книгу, чтобы понять, что же именно сделал Мишель Гондри.
Что из этого - визуализация первоисточника, а что - режиссерская концепция.

История про то, как впечатляющее и блестящее постепенно превращается в тягучее и безнадежное. Как ярко и стремительно жить, как мучительно и безысходно умирать, как постепенно и неуклонно заканчивается все. То есть вообще все.

Интеллектуал Жан-Соль Партр, человек и наркотик, писатель с механическим голосом и с единственным глазом под очками, убит над девятнадцатым томом.

Мир, каким он предстает в начале, восхитителен; на протяжении всего сюжета пространство само по себе персонаж. В нем музыку можно пить, играя на пианино, в нем солнечные лучи ощутимы, дверной звонок похож на стимпанковое насекомое, календарь сделан на манер кубика Рубика и так далее; это фонтан, внутренние метафоры немедленно снаружи, краски яркие, действие разворачивается по законам сна, наивное переживание героя становится средой его обитания. Чистая, дистиллированная философия. Обаятельно и красиво воплощенная. С красноречивыми и очаровательными деталями, с возможным невозможным. Но это чудесный мир не для чудес.
И постепенно он теряет краски и простор, а со смертью главного героя схлопывается,
потому что за пределами личного восприятия нет ничего.

Фабула и основная тема годно изложены здесь, повторять не буду.
Категорически не соглашусь только с одним: "совершенно мерзкая сцена измены Колена с афро-американкой Шика" вовсе не мерзкая. Она печальная, красивая и закономерная. Она про отчаяние и источники сил и тепла (тема источников тепла в фильме вообще раскрыта; криво проросшие ружья - несомненное свидетельство того, что с болезнью жены Колен сломался и разучился отдавать. в том числе и тепло. щедрость от счастья и щедрость от безнадежности - две разные щедрости, увы).

И "Трех товарищей" я вспоминала не зря.
В этом фильме снова умирает Пат Хольман, снова от туберкулеза; хотя в водяной лилии, проросшей в легких, я интуитивно вижу рак, это только вопрос времени и личной боли. На самом деле 1946 год, туберкулез. Нет никакого "на самом деле". А если есть, то оно неважно. Вначале я вообще приняла семечко лилии за льдинку из "Снежной королевы".

Много аллюзий, да. Много смыслов, много значений, много отсылок к разным культурным контекстам. Много буквального прочтения идиом. Много остроумных находок. Очень насыщенно, но не перегружено. Но в целом не сложно. Наоборот, ясно. И читается, и интерпретируется.

... этот мир печатают на электронных машинках живые люди, пожилые и молодые, мужчины и женщины, быстро-быстро, по маленькому кусочку. Это они делают жизнь текстом. Это они делают людей персонажами. И когда Колен врывается к ним и пытается вмешаться, внести изменения, он не успевает за ритмом, он печатает слишком медленно, и его выгоняют.

Потом Колен работает в администрации. Ходит по домам людей, чтобы за сутки предупредить о беде. И наконец приходит сам к себе: сказать о смерти Хлои.

Закат Европы. В умирающем мире нет музыки.
Зато в нем ты сам рисуешь картинки к книге про себя. Правда, не знаешь об этом.

Больной и несчастный человек попадает не туда, куда целится.

Возможно, язык в этом фильме лучше сюжета. Не знаю. Но фильм прекрасен. Местами сокрушителен. Просто и ярко ли, завораживающе и пронзительно, он говорит о важном. И well done, и очень французский и по-французски, и "прапариж" тоже, и Одри Тоту чудесная. И я прямо чрезвычайно все это рекомендую (но, как гардероб за утерю ценных вещей, ответственности не несу; а то я вот в восторге и ни одного недовольства, ни одной претензии не имею, а куча людей покинула зал в процессе).
К слову: смотреть на большом экране имеет смысл; дубляж отличный.

"Превращаем боль в любовь, чтобы дать, воздать и наподдать!" - говорит священник,
а потом любовь превращается в боль, легкость в трудности, радость в сожаления и бессилие, и остановить превращение ни один человек не в силах.

Давайте пустим фильм задом наперед? Тогда это будет история о том, как в мертвой женщине умирает водяная лилия, как женщина оживает, любит восторженно и нежно, как мир возвращается к истокам и незамутненности, как текст становится чистыми листами, как ложится на проигрыватель пластинка Дюка Эллингтона "Хлоя", как все получается естественно и быстро, как в начале мира любить и танцевать - единственная потребность, а всего остального уже хватает с избытком? Как несвобода и стесненность движений становятся свободой, как человек превращается в творца и в дирижера? Как ВСЁ и ВСЕГДА начинается?
Чтобы "это так больно - дорога в рай, но жизнь - из яйца, а начало - с конца".

"Вы всегда бьете по музыке кулаками?"
Да.

И жизнь тоже.
Бьет кулаками по музыке, которая, оказывается, мы. Каждый из нас.

Извините, что я так сумбурно и невнятно. Что и половины не сказала из того, что хотела.

Комментарии
18.07.2013 в 08:50

северный ветер
Ты не читала "Пену Дней"? Уууу... Тебя ждёт много открытий чудных.
Но это не экзистенциализм ни в какой мере.
И Жан Соль Партр Персонаж комический.
И да, судя по твоему описанию фильма это очень хорошая визуализация Виана.


(ЗЫ. Называть негритянку, живущую во Франции "афро-американкой" это, гм, долбоебизм головного мозга)
18.07.2013 в 08:52

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, не читала. Разогналась что-то, а потом хопа, Колен отрезает уголки век, я это очень живо представляю, содрогаюсь всей собой и делаю паузу, переварить.
Про чудные открытия, которые меня ждут, уже поняла.

И Жан Соль Партр Персонаж комический.
Безусловно.
Но и страшный тоже.

И да, судя по твоему описанию фильма это очень хорошая визуализация Виана.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ и правда очень хорошая.
Прямо тебе отдельно рекомендую посмотреть.
18.07.2013 в 08:55

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, про афро-американку: там прозвучало, что она таки да, американка, выросла в Америке. И почему-то акцент на этом факте: сначала Колен спрашивал у Шика, а потом еще раз заговорил об этом на вечеринке у Исиды.
18.07.2013 в 08:56

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
"Смешно и легко" превращается в "смешно и страшно", а потом в "несмешно и страшно".
18.07.2013 в 09:01

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Аааа.
"Жан-Соль Партр перенес тяжелый перелом трубки".
"Трубка" Магритта, конечно же.
18.07.2013 в 09:01

северный ветер
А мышки там как показаны?
18.07.2013 в 09:06

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, там есть один мыш. И в финале он совершает подвиг.
Человек в костюме мыши, уменьшенный, с пластикой и мимикой все отлично, из кадра его не теряют, он есть на протяжении всего фильма, уместный и без провисов.

Вначале, когда его показали, я вспомнила лилипутов из "Дома, который построил Свифт". Потом забыла про них.
18.07.2013 в 09:09

северный ветер
Так, стоп, это Ализу сделали негритянкой??
И Шика тоже??
ну да, мусью Гондри художник, он так видит. Но зачем??
18.07.2013 в 09:10

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, Ализу сделали негритянкой (она племянница Николя, Николя негр),
Шика играет парень из "Роковой красотки". Он белокожий и в очках.
Книгу я не читала, потому никакого диссонанса мне не было.

Ты погляди, а потом ругайся. Потому что когда с моих слов ругаешься, мне как-то неловко.
18.07.2013 в 09:18

северный ветер
Я не ругаюсь нисколько.
Ализа насколько я помню действительно племянница Николя.
Но мне просто немного удивительно зачем.
А посмотреть я конечно хочу.
18.07.2013 в 09:22

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, возможно, чтобы дополнительно подчеркнуть эээ непреодолимую разность Ализы и Шика.
18.07.2013 в 12:20

северный ветер
Прочитал, что Ивкин написал. Мда... Больше всего это мне напомнило "реакцию посмотревших 7 серию третьего сезона Игры Престолов".
Ну и пересказ содержания фильмы для не умеющих читать.
"Помотрела АдмиралЪ, заставляет задуматься, но конец немного предсказуем".


Спойлеры
1. Ализа - блондинка
2. "Мерзкая сцена измены" отсутствует. Да. Гм. Платье она снимает.


PS. Кино смотреть конечно буду. Сейчас думаю когда.
18.07.2013 в 12:39

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, так вишь, Ивкин сам не читал. Он там в комментах говорит.

"Мерзкая сцена измены" отсутствует. Да. Гм. Платье она снимает.
О!
Тут вопрос в том, что Ивкин увидел. В фильме сцена неоднозначная, но эмоционально безупречная. Обладая фантазией, можно принять за измену.

Кино смотреть конечно буду. Сейчас думаю когда.
Оно пока что идет в "Синема парке" в 22.25, в понтовом зале по 400 рублей билет, и в 23.40 в "Салюте" по 100.
18.07.2013 в 12:40

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, пээс. Ивкин верно заметил, что фильм про разрушение "кукольных домиков".
Ну, и мне не кажется, что я написала принципиально лучше. :nope:
18.07.2013 в 12:48

северный ветер
Да, разумеется, ты написала хорошо. Очень искренне, красиво и мм... завлекательно.


Я как раз именно про то, что у Ивкина идёт пересказ содержания, что мне лично эммм... странно. Ну тут дело в том, что для меня "Пена дней" одна из любимых книг и пересказ её это как кто-нибудь бы начал пересказывать сюжет, ну скажем "Трёх Мушкетёров" или там "Вишнёвого сада".
18.07.2013 в 12:51

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
etalupus1, а, поняла.
21.07.2013 в 01:08

Слова и вещи не оставляйте без присмотра(с).
Таааак, уже все это хочу, и роман, и фильм.
Квадрик с Пашей, айда со мной в кино?
21.07.2013 в 10:08

"в густом лесу мифологем признаться бы, но в чем?" ©
Maive, да, тебе прямо отдельно рекомендую.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии